Драко́н (греч. δράκων) — собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Слово «дракон» используется в именованиях некоторых реальных видов позвоночных, преимущественно рептилий и рыб. Образ дракона нашёл широкое распространение в фэнтези, а также используется в фэншуй, в гороскопах (год Дракона) и астрономии.
Дракон, возникший в древности и прошедший длительную эволюцию как в форме, так и в сути, является одной из популярных современных поликультурных реалий. Непрерывно нарастающий интерес к этому образу («драконий бум») и многообразие его трактовок обусловили актуальность исследований драконов, что привело к появлению науки драконологии
Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ — это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб.
Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.
Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея — четыре, у дракона — две). Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «Дьявол» используются как синонимы). В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий».
В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо.
Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе — к Франции, Италии и Испании. Третье — к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое — в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, — к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, — к Северной и Южной Америке и Австралии.
Корни образа По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов — символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).
Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (см. Змей Горыныч, Змей).
Распространение Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд. В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.
Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (см. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).
Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.
Значение дракона Уроборос. Змей, проглатывающий собственный хвост Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом — это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант — змееобразный патрон инициации.
Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини, однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию.
Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть «убита» как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает «убийство» невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии.
Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева).
Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин).
Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни).
Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека.
Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе — летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).
Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.
И вот у меня к вам вопрос как вы относитесь к этим существам? Aзот в наших ДНК, кальций в наших зубах, железо в нашей крови, карбон в наших глазах созданы в недрах взорвавшихся звезд. Мы все сделаны из звездной пыли - Карл Саган.
T14Armata, если брать геральдику и исследователей этой самой геральдики, например Арсеньева, то у змия четыре лапы, а у дракона только две. Ты путаешь геральдику и художественный образ дракона. В большинстве художествнных образов, в картинах/фильмах/скульптурах у драконов действительно четыре лапы. Но не в геральдике. Хотя в геральдике змия иногда и называют ошибочно драконом. Я же говорил о Георгии Победоносце, а это геральдика. А это значит, что Георгий Победоносец сражается с четырёхлапым змием, а не с драконом.
Почему у всех белые индоарии ассоциациируются лишь с фашизмом? Единственной страной где был фашизм была Италия. Итальянцы это не индоарии, это смесь народов. В Германии фашизма никогда небыло. Там был национал-социализм, а не фашизм.
Попробуй изучить мифы. Мифы говорят о жизни на Марсе идентичной жизни на Земле. До Земли добраться им помешали. Внимательней перечитай мои посты.
Да, драконы полноценная космическая раса. Также как и расы людей имеют не земное происхождение. Земля лишь колония. А это означает существование метрополий. Человечество на Земле пошло по пути деградации, соответственно технологии межзвёздных перелётов со временем были утрачены. Ты говоришь с точки зрения официальной науки, я говорю с точки зрения мифов и сказок. Человечество деградирует и утратило часть своих знаний. Отпор драконам был дан при помощи Метрополии которая сохранила свои знания и стоит на пути развития. Второе вторжение дракона было мене мощное и на его отражение хватило знаний которые человечество ещё не успело окончательно растерять. Ты поинтерисуйся лучше деятельностью Гиммлера. Ведь и описание ядерной бомбы и её действия он нашёл в тибетских монускриптах. Это как раз подтверждение того, что очень много чего мы забыли, точнее нас заставили забыть.
Читай внимательней. Белая раса дала им отпор. Негры подчинились. Зачем мстить тому кто подчинился? Какой тут расизм?
Съезди в Китай, Японию, Бутан, Непал, Вьетнам и посмотри на их отношение к драконам. В Европе положительный образ прививается через искусство. Этот мультик лишь один из примеров. Таких примеров много. Это не только мультипликация. Это и кинематограф, например кинокартина "Сердце Дракона", это и иллюстрации, скульптуры, литература, компьютерные игры, татуировки. Почти везде положительный образ. В Европе приданию дракону положительного образа очень сильно сопротивляется лишь христианство.
Ты действительно веришь, что определяющее значение имеют лишь деньги? А тебе не кажется, что пропаганда может пренисти значительно большие дивиденды, чем простая жажда денег. Да и зачем им дениги если они сами эти деньги печатают?
Спроси у американца кто выиграл Вторую Мировую. Если действовать постепенно, можно подменить любую историю и факты. Вся наука подтасована. Всё что не укладывается в общую линию, теорию мироустройства, замалчивается или объявляется лженаучным.
Причём тут палки и копья? Человечество раньше было куда более развито чем сейчас.
Драконы существовали во многих культурах, не только в кельтской. Последняя придавала амулетам с их изображением способность видеть ясно, не быть обманутым, даровать способность к прорицанию и колдовству. Они имеют защитные свойства. В легендах драконы были стражами источников сакральных знаний от непосвященных, а их логова олицетворяли места силы, обретение мудрости и источники энергии. Кроме этого, амулет с оберегом кельтского дракона дарует независимость и способность управлять людьми.
- Слушай свое сердце, только оно укажет правильный путь. - Херню ведь опять укажет. - Херня и есть твой путь!
Недавно углубилась в эту тему. Мысли привели меня к странной параллели: драконы и динозавры - не могут ли они быть двумя крайностями одной сущности? Кости одних находят в земле, а другие очень красочно описаны в литературе. ...А вечером, уже где-то, в принципе, ближе к полуночи... Тело, домой внося, забитое суетой за день прожитого... Падать без сил, приучаясь не ждать не чьей помощи... И уверять себя в том... что все... идет так... как... по-ло-жен-но...
Кости одних находят в земле, а другие очень красочно описаны в литературе.
Где-то предлагалось, что кости не найдены из-за большого содержания э... чего-то, предположу кислорода. И типо они сгорают после смерти х) И ночь лупила в стекло залпами снега, Ночь плевала в лицо черным дождем. Ночь хохотала, кружа и сбивая со следа, Мы хранили огонь, но не видели, с кем мы идем.
Что делать, если ты устал: 1. Окончить бой. 2. Взять портвейн. 3. Идти домой.
Недавно углубилась в эту тему. Мысли привели меня к странной параллели: драконы и динозавры - не могут ли они быть двумя крайностями одной сущности? Кости одних находят в земле, а другие очень красочно описаны в литературе.
ЦитатаWolchische ()
Где-то предлагалось, что кости не найдены из-за большого содержания э... чего-то, предположу кислорода. И типо они сгорают после смерти х)
Мне на эту тему очень понравился фильм "Мир драконов" х)
прикольно. Это как бы они поэтому очень легкие (я про кости) и драконы летать умеют?
ЦитатаНерра ()
фильм "Мир драконов" х)
не смотрела. ...А вечером, уже где-то, в принципе, ближе к полуночи... Тело, домой внося, забитое суетой за день прожитого... Падать без сил, приучаясь не ждать не чьей помощи... И уверять себя в том... что все... идет так... как... по-ло-жен-но...